Железнодорожный вокзал Выборга за время своего существования пережил три рождения. Он последовательно представал перед зрителем в деревянном, гранитном и советском образе. А начиналась эта история еще в середине в XVIII века, когда решено было соединить Великое княжество Финляндское с метрополией железной дорогой. Изыскания для прокладки Финляндской железной дороги начались в 1857 году, но на первых порах дело дальше не двинулось. Через шесть лет выборгские купцы предложили построить на свои деньги ветку между Петербургом и Выборгом, но и этот проект остался на бумаге. Дело сдвинулось с мертвой точки в 1868 году благодаря стараниям и энтузиазму генерал-губернатора Финляндии графа Адгерберга. По его инициативе сейм Великого княжества решил выделить средства на сооружение железной дороги для сухопутного транспортного хода в самые отдаленные уголки России и в Западную Европу через Петербург. Источниками финансирования были названы "пошлины за винокурение и продажу питий", а также внутренний финский заем на сумму в 6 миллионов финских марок (по курсу финская марка равнялась тогда примерно одной четверти рубля). На это Александр II подписал императорский рескрипт, в котором выразил "высочайшее согласие" с доводами о значении дороги для экономики страны и края, добавив, что "к тому же очень нужна помощь народонаселению, пострадавшему от неурожаев", поскольку новая стройка дает возможность заработка большому числу вынужденно безработных. Царь "всемилостивейше повелел, чтобы означенное железнодорожное сооружение было предпринято и начато как только будут добыты для того потребные средства". Финляндская железная дорога была открыта для регулярного движения между Санкт-Петербургом и Гельсингфорсом 30 августа 1870 года. А первый железнодорожный вокзал Выборга построили в 1869 году.
Это было деревянное строение, которое располагалось ближе к мосту "Папула".
К началу XX века было решено построить новый железнодорожный вокзал, на этот раз в камне. В 1901 году был объявлен конкурс на разработку проекта здания, итоги которого были подведены в 1904 году. Всего было представлено шесть проектов.
Первый проект Готлиба Элиеля Сааринена
Второй проект Готлиба Элиеля Сааринена
Проекты
Артура Силандера и Вяйнё Кейнянена
Проект Юнга и Бомансона
Поект Армаса Линдгрена
Победил первый проект Готлиба Элиеля Сааринена, и в 1906 году архитектор Герман Гезелиус приступил к разработке строительных чертежей в ходе чего первоначальный проект претерпел некоторые изменения. Строительство началось в 1910 году, а в 1913 новый железнодорожный вокзал Выборга был открыт.
Вокзальный комплекс состоял из трех корпусов. Два из них, обращённые фасадами к площади, соединяла невысокая, прорезанная арками стена. Третий же корпус был расположен между путями и связан с первыми посредством тоннелей: по двум тоннелям пассажиры выходили в город, ещё один служил для вывоза багажа.
Железнодорожный вокзал Выборга всем видом говорил о своем предназначении. Форма кровли, широкая, полуциркульная арка главного входа выделяла это сооружение среди окружающей застройки. В отделке фасада вокзала использовался красный финский гранит. Две пары гранитных медведей, поднятые на уровень второго этажа, стояли по обе стороны от входа. За ними располагались женские фигуры. Это прекрасное сооружение входило в список памятников мирового зодчества. Помимо высоких архитектурно-художественных достоинств вокзал отличался совершенством в функциональном отношении.
Железнодорожный вокзал Выборга олицетворял собой начало новой эпохи - эпохи технического прогресса и был, наряду с Выборгским замком визитной карточкой города. Открытки с видами вокзала были весьма популярны в те годы.
Интерьер вокзала |
Ресторан на вокзале |
Но странному существу под названием человек свойственно не только созидать, но и разрушать. Началась Вторая мировая война, которая закрыла эту страницу жизни вокзала. В конце августа 1941 года железнодорожный вокзал Выборга был взорван отступающими советскими войсками.
Советские военнопленные на разборке руин вокзала в 1942 году. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий