понедельник, 24 ноября 2014 г.

Железнодорожный вокзал Выборга

Железнодорожный вокзал Выборга за время своего существования пережил три рождения. Он последовательно представал перед зрителем в деревянном, гранитном и советском образе. А начиналась эта история еще в середине в XVIII века, когда решено было соединить Великое княжество Финляндское с метрополией железной дорогой. Изыскания для прокладки Финляндской железной дороги начались в 1857 году, но на первых порах дело дальше не двинулось. Через шесть лет выборгские купцы предложили построить на свои деньги ветку между Петербургом и Выборгом, но и этот проект остался на бумаге. Дело сдвинулось с мертвой точки в 1868 году благодаря стараниям и энтузиазму генерал-губернатора Финляндии графа Адгерберга. По его инициативе сейм Великого княжества решил выделить средства на сооружение железной дороги для сухопутного транспортного хода в самые отдаленные уголки России и в Западную Европу через Петербург. Источниками финансирования были названы "пошлины за винокурение и продажу питий", а также внутренний финский заем на сумму в 6 миллионов финских марок (по курсу финская марка равнялась тогда примерно одной четверти рубля). На это Александр II подписал императорский рескрипт, в котором выразил "высочайшее согласие" с доводами о значении дороги для экономики страны и края, добавив, что "к тому же очень нужна помощь народонаселению, пострадавшему от неурожаев", поскольку новая стройка дает возможность заработка большому числу вынужденно безработных. Царь "всемилостивейше повелел, чтобы означенное железнодорожное сооружение было предпринято и начато как только будут добыты для того потребные средства". Финляндская железная дорога была открыта для регулярного движения между Санкт-Петербургом и Гельсингфорсом 30 августа 1870 года. А первый железнодорожный вокзал Выборга построили в 1869 году.



Железнодорожный вокзал Выборга


Это было деревянное строение, которое располагалось ближе к мосту "Папула".







К началу XX века было решено построить новый железнодорожный вокзал, на этот раз в камне. В 1901 году был объявлен конкурс на разработку проекта здания, итоги которого были подведены в 1904 году. Всего было представлено шесть проектов.
                                 Первый проект Готлиба Элиеля Сааринена





                                    Второй проект Готлиба  Элиеля Сааринена




                                                       Проекты
                                    Артура Силандера    и    Вяйнё Кейнянена                                        


                                           Проект Юнга и Бомансона



                                         Поект Армаса Линдгрена



    Победил первый проект Готлиба Элиеля Сааринена, и в 1906 году архитектор Герман Гезелиус приступил к разработке строительных чертежей в ходе чего первоначальный проект претерпел некоторые изменения. Строительство началось в 1910 году, а в 1913 новый железнодорожный вокзал Выборга был открыт.


Железнодорожный вокзал Выборга
                                   

Вокзальный комплекс состоял из трех корпусов. Два из них, обращённые фасадами к площади, соединяла невысокая, прорезанная арками стена. Третий же корпус был расположен между путями и связан с первыми посредством тоннелей: по двум тоннелям пассажиры выходили в город, ещё один служил для вывоза багажа.


 Железнодорожный вокзал Выборга всем видом говорил о своем предназначении. Форма кровли, широкая, полуциркульная арка главного входа выделяла это сооружение среди окружающей застройки. В отделке фасада вокзала использовался красный финский гранит. Две пары гранитных медведей, поднятые на уровень второго этажа, стояли по обе стороны от входа. За ними располагались женские фигуры. Это прекрасное сооружение входило в список памятников мирового зодчества. Помимо высоких архитектурно-художественных достоинств вокзал отличался совершенством в функциональном отношении.



Железнодорожный вокзал Выборга олицетворял собой начало новой эпохи - эпохи технического прогресса и был, наряду с Выборгским замком визитной карточкой города. Открытки с видами вокзала были весьма популярны в те годы.






Интерьер вокзала

Ресторан на вокзале

Но странному существу под названием человек свойственно не только созидать, но и разрушать. Началась Вторая мировая война, которая закрыла эту страницу жизни вокзала. В конце августа 1941 года железнодорожный вокзал Выборга был взорван отступающими советскими войсками.




Советские военнопленные на разборке руин вокзала в 1942 году.


Уцелела лишь часть багажного отделения.



Какой был смысл в подобном варварстве не понятно. Должно быть сработал "синдром Герострата". А отстраивать вокзал заново впоследствии самим же пришлось.
Железнодорожный вокзал Выборга был построен в третий раз в 1953 году. Архитектура здания была выполнена в стиле провинциального сталинского ампира. Этот нарочито помпезный стиль сочетал в себе элементы барокко, ампира эпохи Наполеона и позднего классицизма, что по видимому должно было свидетельствовать о наступлении нового "золотого века".


Железнодорожный вокзал Выборга

Обилие колонн и дешевой штукатурки пришли на смену величественной гранитной облицовке предшественника о былой красоте которого можно судить сейчас лишь по зданию багажной кассы и по старым фото.




В 2006 году  площадь перед вокзалом была "украшена" "эмблемой концерна Фольксваген"



на полукруглом постаменте который видимо символизирует, не больше не меньше, как Земной шар.



Этот полу-Земной шар изначально был облицован керамической плиткой но стал "облезать", в результате чего был принудительно ободран, а затем покрыт "изысканной" коричневой краской. Теперь всех прибывающих на Железнодорожный вокзал Выборга встречает такой вот "шедевр",



символизирующий переход от эпохи созидательного технического прогресса к вульгарному потреблению.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

SEO

SEO

Chicklet Chooser

Translate

Теги

Алвар Аалто (1) Анненские укрепления (1) Архитектор Аллан Шульман (1) Архитектор Карл Нюстрем (1) Архитектор Карл Сегерштадт (1) Архитектор Уно Ульберг (1) Архитектор Фредерик Оденвалл (1) Архитектор Юхан Блумквист (1) Архитектор Якоб Аренберг (1) Архитекторы (8) Архитектура Выборга (35) Банки (3) Башня Ратуши (1) Башня святого Олафа (1) Библиотека Алвара Аалто (1) Бухта "Большой ковш" (1) В поисках конца света (1) Взятие Выборга в 1710 году (1) Восточно-Выборгские укрепления (1) Выборг (1) Выборг в 1495 году (1) Выборг в гражданскую (1) Выборгская часовая башня (1) Выборгские немцы (1) Выборгские парки (5) Выборгские руины (9) Выборгский городской театр (1) Выборгский замок (3) Выборгский собор доминиканского монастыря (1) Выборгский функционализм (4) Выборгское воззвание 1906 года (1) Городской пляж на Мысе Терваниеми (1) Гостиница "Бельведер" (1) Густав Маннергейм (1) Дом Векрута (1) Дом Виклунда (1) Дом Генерала Мендта (1) Дом Говинга (1) Дом Губернатора (1) Дом Дагермана (1) Дом из опилок (1) Дом компании "Хякли (1) Дом купеческой гильдии (1) Дом купца Маркелова (1) Дом купца Сергеева (1) Дом Пиетинена (1) Дом Хакмана (1) Доходный дом «Eden» (1) Древние карелы (1) Епископский дом в Выборге (1) Железнодорожный вокзал (1) Заборы Выборга (4) Здание Выборгского отделения Банка Финляндии (1) Здание Выборгского Почтамта (1) Здание Национального акционерного банка Финляндии (1) Здание провинциального архива (1) Здание Союзного банка Финляндии (1) Здание страховой компании «Карьяла» (1) Здание штаба тридцатого корпуса (1) Исторические личности (5) История Выборга (12) История Выборгского замка (1) Клубный дом Linna (1) Кнут Поссе (1) Костел святого Гиацинта (1) Красная площадь (1) Круглая башня (1) Лаллукка и Ко" (1) Легенды Выборга (1) Микаэль Агрикола (1) Монумент Петру первому (1) Мусор (5) Новости (1) Новый кафедральный собор (1) Оборонительные сооружения Выборга (8) Объединенный банк северных стран (1) Осип Мандельштам (1) Памятник Ленину (1) Памятник Микаэлю Агриколе (1) Памятник независимости Финляндии (1) Памятник Торгильсу Кнутссону (1) Памятники (6) Парк - Эспланада (1) Парк Монрепо (4) Певческое поле (1) Петровская площадь (1) Печи дома купца Сергеева (1) Площади Выборга (6) Площадь Выборгских полков (1) Погуляли (1) Подземелья Выборга (1) Пожары в Выборге (1) Посещение Выборга Александром III в 1885 году (1) Потерянный Выборг (3) Про быдло (1) Прогонная дом 9 (1) Проект реставрации Выборгского Замка (1) Ратуша (1) Ратушная площадь (1) Ресторан "Эспланада" (1) Родник "у домика лесника" (1) Руины на Крепостной улице (1) Русская диаспора Выборга (1) Рыночная площадь (1) Свято-Ильинский храм (1) Сгорели военные склады (1) Северный вал 21 (1) Скульптура (1) Скульптуры и памятники парка " Эспланда" (1) Собор Петра и Павла (1) Соборная площадь (1) Соборы Выборга (9) Современная архитектура (2) Спасо-Преображенский собор (1) Средневековая архитектура (10) Старый кафедральный собор (1) Торгильс Кнутссон (1) Торкельская ратуша (1) Укрепления Каменного города (1) Храм Всех Святых (1) Храм Николая Чудотворца (1) Эрмитаж - Выборг (1) Hermitage - Vyborg (1) Park Mon Repos (3)