среда, 12 ноября 2014 г.

Спасо-Преображенский собор Выборга


Спасо-Преображенский собор Выборга

Первая православная церковь появилась в Выборге после взятия города войсками Петра I в 1710 году. Выборжанам печально известны руины, стоящие на углу улиц Сторожевой башни и Подгорной. Тут было одно из древних зданий Выборга — Кафедральный собор. Деревянная церковь здесь строилась еще в 1350 году. Это и последующие здания гибли в пожарах и войнах. Наконец в 1494 году построили Кафедральный собор. Но во время отмеченной осады Выборга он оказался на рубеже наиболее интенсивного артиллерийского огня осаждающих и был сильно поврежден. Позже жители Выборга представили русской военной администрации список зданий, которые они хотели бы отремонтировать и продолжать ими пользоваться. Петр I был немало удивлен, когда не увидел в этом списке Кафедрального собора. Видимо он был настолько разрушен, что восстановление его горожанам казалось невозможным.
К этому времени относится документ "Доношение Святейшему Синоду", отмеченный 24-м июня 1720 года. В его основу лег Указ Петра I, который он издал, находясь в нашем городе. В Указе, в частности, говорилось: "...в Выборге большую кирку отделать".
К 1722 году бывший лютеранский собор отремонтировали, и в нем открылась православная церковь во имя Рождества Христова, которая действовала до 1788 года. Еще в 1788 году имел место проект строительства колокольни над крышей этой, по существу, первой российской соборной церкви в Выборге, но осуществлен он не был. Естественно, что былого величия и богатства лютеранского собора Рождественская церковь иметь не могла. В наследство от своего предшественника она получила лишь кем-то сохраненные два потира (чаши) отмеченные латинскими надписями и 1651-м годом, ковчег старинной работы, напечатанное в 1703 году Евангелие. Видимо уже позже поступили девять небольших паникадил с надписью по-русски: "Для поминовения по душе своей отказал в церковь капитан Никита Русинов. 1746 год". Сохранилась традиция хоронить под полом храма и близ него знатных горожан.
Рождественская церковь закрылась в связи с событиями общегосударственной важности. Летом 1783 года, с остановкой в Выборге, ехала на переговоры со шведским королем Густавом III Екатерина II. В свите императрицы, состоящей из двенадцати человек, следовали влиятельные государственные деятели: президент Петербургской Академии наук Е.Р.Дашкова, председатель коллегии иностранных дел А.А.Безбородко. Как полагают, в карете АА.Безбородко ехал не имеющий отношения к свите Николай Александрович Львов , разносторонне одаренный человек, уже известный петербургский архитектор, своеобразный поэт, талантливый музыкант, садовод, рисовальщик и гравер. Неоспоримым свидетельством его участия в этой поездке служит созданная им тогда гравюра в круге "Вид Выборгского замка", воспроизведенная в редкой для России технике энкаустики.
О необходимости постройки новой русской церкви в Выборге говорил в своем докладе Екатерине II губернатор В.К.Энгельгарт, Выполнение эскизного проекта церкви могло быть предложено тут же Н.А.Львову. В фондах музея архитектуры Донского монастыря в Москве хранится гравированный список работ архитектора, в котором под номером 26 значится церковь в Выборге. Чертеж Н.А.Львова воспроизводил один из аналогов купольно-апсидной планировки храма античного Рима. В начале 1780-х годов архитектор побывал в Италии, после чего выступил в качестве переводчика трактата об архитектуре А.Палладио, одного из ранних теоретиков зодчества. Влияние этого мастера заметно на ряде построек Н.А.Львова. В августе 1784 года на должность "механика" в строительный отдел Выборгского наместничества приняли приехавшего из Ревеля (Таллина) Иоганна Брокмана. Сохранившиеся чертежи, выполненные его рукой, свидетельствуют о его несомненных способностях к архитектурному проектированию. Известно, что он около двух десятилетий работал губернским архитектором в Выборге. Кстати, Н.А.Львов также не был дипломированным зодчим. 13 декабря 1786 года под № 16477 "состоялось Высочайшее повеление построить в Выборге храм соборный, не на старом месте, а на новом, на площади города, наряду с правительственными местами и домом губернатора. Потребные на это издержки должно было покрыть из государственного казначейства, а не из местных средств".Через три года после посещения Выборга Н.А.Львовым, И.Брокман воспользовался, в хорошем смысле этого слова, его эскизным проектом. Не меняя плана, композиции и пропорций церкви, он лишь уменьшил ее размеры. Эти чертежи, не датированные, но подписанные И.Брокманом, находятся в Государственном архиве Финляндии.
Первоначальный проект Спасо-Преображенского собора, выполненный И.Брокманом с использованием в нем эскиза петербургского архитектора Н.А.Львова
К строительству собора приступили в 1787  году, и оно продолжалось длительный период. Церковное здание не раз перепланировалось, обретало новые объемы, перекладывались заново его стены, видоизменялись интерьеры и их художественное убранство... А древний кафедральный собор, позже — Рождественскую православную церковь, передали военному ведомству для устройства в ней продовольственного склада.
После современных исследований и публикаций, в частности, Ю.И.Китнера, русского ученого, живущего в Финляндии, история строительства Выборгского Спасо-Преображенского собора может быть ныне изложена более полно и достоверно, чем это представлялось возможным ранее.
В первоначальном виде возведенная купольно-апсидная часть нынешнего церковного комплекса имела кубообразную форму с полусферическим покрытием и боковыми притворами.


В них с северной и южной сторон имелись входные двери. Главный вход украсил четырехколонный портик, поддерживающий треугольный фронтон. В таком виде здание простояло пять лет. В этот период колокольней церкви служила старая Часовая башня, что было очень неудобно из-за большой отдаленности. Новую колокольню для храма сначала построили стоящей отдельно от него. Потом их соединили вновь возведенным "придельным" объемом. В интерьере имелись опиравшиеся на столбы хоры. Работами по возведению церкви руководил строительный мастер Яков Лунд , велись они на государственные средства, отпущенные в сумме 32772 рубля. Первым протоиереем стал Василий Федоров.
В январе 1804 года новый протоиерей Выборгского Спасо-Преображенского собора Федор Логиновский вынужден был обратиться с рапортом к архиепископу Санкт-Петербургскому Амвросию, в котором сообщал следующее: "В святом алтаре и внутри церкви придельной полы все провалились и с великой опасностью священнодействие производить можно". Далее в своем рапорте он настаивал на необходимости срочного ремонта. В июне 1806 года последевал указ от Духовной консистории: в соборе следует "ветхости все исправить дозволить, предписав, дабы и впредь все содержано было в исправности, употребя на то церковную сумму с надлежащим порядком".
В 1811 году появилась необходимость купить дом для причта собора. Но средств на это, как и на ремонт самого храма, не было. Только деловитость и настойчивость протоиерея Ф.Логиновского принесли успех: в сентябре 1816 года от Комиссии Духовных училищ "С высочайшего позволения" на ремонт храма и приобретение дома отпустили крупную сумму в 44913 рублей 65 копеек. При этом отцу протоиерею был вручен план собора и чертеж его фасада. Эти графические документы и смету выполнил годом раньше выборгский инженер генерал-майор Сулема.
На полученные средства собор полностью обновили. После завершения работ, в число которых вошли переделка всех полов и кровли, общий план собора не менялся:


он сохранял прежнюю форму продолговатого креста. 14 сентября 1817 года  обновленный храм при большом стечении прихожан освятили. Над собором поблескивал "вызолоченный червонным золотом медный крест", выполненный санкт-петербургским мастером С.Д.Гусевым. Протоиерея Ф.Логиновского удостоили самой большой благодар­ности за усердие в заботе о церкви.
Восемь лет спустя прихожане вновь обратились к митрополиту Санкт-Петербургскому, Новгородскому и Финляндскому Серафиму с просьбой разрешить на собственные средства сделать в неотапливаемой части храма новые позолоченные рамы к образам, а стены "покрыть приличными колерными красками", а также обновить попортившуюся там живопись. Все эти работы к 1825 году выполнили. В 1838 году на колокольне появился новый колокол дар фридрихсгамского купца Ф.Набилкина.



Следует отметить, что строительство собора шло в общем русле одновременного формирования всего классицистического ансамбля площади, названной Соборной, ныне — Театральной. Осуществлялся "План губернского города Выборга", который был "сочинен в Комиссии о строении С.-Петербурга и Москвы", и утвержден был Екатериной II 14 августа 1794 года. Напротив церковного комплекса строили здание магистрата и подковообразный в плане Гостиный двор по проекту Дж.Кваренги. С западной стороны собора дворец наместника, а с восточной — здание присутственных мест. В связи со смертью императрицы строительство последнего отложили. На этом месте возвели четыре корпуса казарм.Позже ближайший из них к Крепостной улице разобрали, а три других сохранились до наших дней. Остался недостроенным и Гостиный двор. В 1913 году разобрали и возведенное его восточное крыло. Близ этого места ныне стоит здание кинотеатра "Выборг".
Таким образом, Спасо-Преображенский собор с начала истории своего строительства, и в последующее время, являлся доминирующим компонентом ансамбля площади, к сожалению былого.
Застройка Соборной площади служит наиболее ярким примером влияния петербургской школы зодчества на архитектуру Выборга в конце XVIII — начале XIX веков.
Реконструированный и капитально отремонтированный в 1817 году Выборгский Спасо-Преображенский собор прослужил своим прихожанам менее полувека. Акт о его состоянии составили 14 мая 1862 года. В нем отмечались существенные изъяны в конструкциях здания, без устранения которых богослужения в храме были небезопасны. Указывалось, что возведенные на слабом грунте стены "придельного" объема, соединившего колокольню с купольно-апсидной частью собора, в ряде мест имеют большие сквозные трещины. Это предвещало возможность их полного разрушения в самый неподходящий момент. Эти стены требовали немедленной разборки и перекладки до самого основания. Необходимо было заметно покосившиеся внутренние стены в притворе также переложить толщиной не менее чем в два кирпича. Для большей вместимости, а при наиболее торжественных праздниках прелагалось "два придела, находящиеся в середине соборного здания, перенести в главный собор и поставить в имеющихся приличных для того местах на одной линии с алтарем оного". Учитывались и условия проекта 1858 года о размещении ризницы и комнат для сторожей в новом каменном флигеле.
На колокольне собора еще в 1797 году мастером Эльфстремом были установлены башенные часы. Но их бой стал перебивать звон часов, установленных на соседней башне городского полицейского управления. В связи с этим, а также учитывая, что они пришли "в совершенную ветхость", часы на колокольне собора решили разобрать и оформить ее луковичными главками. Предназначенные по смете на ремонт часов 1500 рублей серебром впоследствии использовали при перекладке стен.
О ходе работ по капитальному ремонту собора можно судить по контракту, заключенному с подрядчиком Андреем Седерваллером, богатым выборгским купцом-книготорговцем. Проект реконструкции церковного здания выполнил инженер-поручик Титов. Участие в проектировании принимал и "С.-Петербургской епархии архитектор Карпов". Он же осуществлял контроль за строительными работами. К рабочим был приставлен казенный десятник Тимофей Родионов. Всеми вопросами капитального ремонта и возведения новых объемов церковного здания занимался "Общего Присутствия Строительный комитет по возобновлению соборного здания Выборгского Преображенского собора". Председателем Комитета выбрали протоиерея Владимира Виноградова. Учет материалов и произведенных работ, а также всю отчетность но "приходу и расходу" поручили члену Комитета выборгскому купцу Герману Галочкину.
Во время ремонтно-реставрационных работ в соборе богослужения проходили во временно построенном деревянном здании и церкви Илии пророка стоявшей на Ильинской горе.
"Лета 1861 года ноября месяца Финляндское Духовное Правление на основании определения Святейшего Правительственного Синода" ассигновало 34100 рублей серебром на все работы, связанные с реконструкцией и ремонтом собора в Выборге.
Однако при этом был предъявлен ряд требований и условий. Они нашли отражение в шестнадцати пунктах контракта, заключенного с подрядчиком А.Седерваллером.
Знакомство с этим документом представляет для нас интерес не только в связи с историей двухсотлетнего существования православного храма в нашем городе. В нем четко прослеживаются принципы деловых отношений наших предшественников двухвековой давности. В контракте строго регламентированы и обусловлены отношения между заказчиком и подрядчиком, порядок организации и снабжения, охраны строящегося объекта, а также завезенных материалов, контроль за финансированием и сроками поэтапного завершения работ.
В Петербурге, а частично на месте, выполнялись художественные работы живописцем Саввой Васильевичем Постемским — художником Императорской Академии художеств. Архитектуру собора дополнила зелень разбитой вокруг него эспланады и чугунная решетка ограждения на гранитном основании, изготовленная в Выборге.




Во время реконструкции собора 1889 года до современных размеров увеличили алтарь, к колокольне пристроили помещения, где жили сторожа и хранилось топливо.
В 1892 году, после учреждения Выборгской епархии, Спасо-Преображенский собор стал кафедральным. Последняя переделка в соборе осуществлялась по чертежам выборгского десятника А.Исаксона. Она заключалась в том, что между колоннами портика при входе прорубили щелевидные окна и проемы круглой формы для проникновения света в нижний ярус колокольни. Архитектурные массы и ордерные элементы, введенные в композицию собора при его реконструкции, вполне масштабны, соразмерны и гармонично сочетаются с первоначальной частью здания.

Не посвященный в историю постройки зритель вряд ли почувствует, что она длилась более ста лет. В 1937 году в финском Выборге Спасо-Преображенский собор торжественно отметил свое 150-летие, а в наше время в 1987 году — 200-летие.
24.06.1996г. Е.Е.Кепп, искусствовед.

Комментариев нет:

Отправить комментарий