воскресенье, 1 февраля 2015 г.

Памятник Торгильсу Кнутссону

На Ратушной площади Выборга находится памятник Торгильсу Кнутссону работы скульптора Вилле Валльгрена. 

Памятник Торгильсу Кнутссону

Валльгрен изобразил маршала Торгильса Кнутссона стоящим на высоком гранитном постаменте, обращенным лицом к замку. Правая рука фигуры, сжимающая меч, откинута в сторону, в левой — щит, опущенный к бедру, на голове — боевой шлем. Памятник весьма выразителен и удачно вписывается в архитектуру Ратушной площади.

Памятник Торгильсу Кнутссону устанавливался по инициативе и при участии выборгского архитектора Якоба Аренберга, который работал в то время над проектом реставрации Выборгского замка.


Из его воспоминаний: Будучи выборгским городским (и вместе с тем губернским) архитектором, я делал все, что от меня зависело, для ограждения и поддержания шведских исторических памятников, находившихся в районе моей деятельности. Иногда мои заботы выходили за пределы этого района. Мой родственник, купец и немецкий поэт Вильгельм Беккер, редактор Пауль Таннинен и я написали и поставили на сцене небольшую пьесу с куплетами из выборгской жизни. Она давалась с блестящим успехом любителями и, после покрытия значительных экстренных расходов, осталось чистой выручки сто марок.Я предложил, чтобы эта сумма составила основной фонд для постановки памтника Торкелю Кнутсону, который предполагалось заказать Вальгрену [Вилле Вальгрен, финский скульптор, род. в 1885 г., прославился статуями на сюжеты из Калевалы, фронтоном старого сеймового здания и фонтаном в Гельсингфорсе, он же создатель нового стиля в области художественной промышленности.]. Память о благородном шведе, одном из наиболее маститых государственных людей средневекового севера, который по проискам духовенства и к стыду его подвергся опале и был казнен по приказанию неблагодарного короля, была высоко чтима просвещенными умами тогдашнего Выборга, о чем, между прочим, свидетельствует и название Торкельской улицы. В самом деле, ведь это он запер ворота Карелии и на вечные времена провел грань между двумя миросозерцаниями - восточным самодержанием и западным свободомыслием. Чем бы мы были теперь, если бы этот прозорливый и всеобъемлющий ум не выступил в то время? Первые гроши на это дело были собраны, вероятно, обычным способом и после совещания между мною, госпожей Л. Фабрициус и консулом К. Борениусом, на котором мы обещали помогать друг другу при устройстве многочисленных лотерей, я написал Вальгрену и заказал ему статую, такую, как статуя Биргера Ярла в Стокгольме. Она должна была стоить в гипсе не более 2000 марок, после чего мы "зачинщики дела", как значилось в одном письме, на сколько я помню, обратились к магистрату города Выборга. Из письма Вальгрена я заключаю, что по данному вопросу образован был какой-то комитет, и что я был его членом. Сами ли мы назначили его или кто-либо другой, - этого я не помню.4 окт. 1886 года Вальгрен отвечал на письмо и благодарил за заказ. Между прочим, он писал: "Конечно, мне бы очень хотелось получить 2500 марок за Торкеля, вышиною в 6 футов в гипсе, в Париже. Но, чтобы не выпустить из рук заказа, я понижаю цену до 2000 марок. - Заработать я ничего не заработаю, но - ты понимаешь, что эта работа, которая останется на вечные времена, должна быть выполнена добросовестно и настолько хорошо, на сколько это от меня зависит - когда у меня есть работа, я отдаю ей все мои телесные и душевные силы. Спасибо, что ты был так любезен и вспомнил обо мне".О своих планах по открытию памятника мы совершенно открыто говорили и писали в местной газете, тем более, что Пауль Таннинен затруднялся наполнять свой орган новостями из местной жизни. Но, может быть, нам не следовало этого делать. Дело в том, что столь часто упоминаемый в этих записках мой недруг комендант Духонин встревожился. Он явился ко мне в контору и указывал на всю неуместность постановки изображения шведа в русской крепости. Напрасно объяснял я ему, что, когда Торкель Кнутсон явился сюда и основал этот замок и этот город, страна не принадлежала ни русским, ни шведам, ни даже финнам - она была Карельскою. Впрочем, не ему, храброму офицеру, было вести войну против искусства, ведь вопрос был, в сущности, о произведении искусства. Комендант проглотил комплимент, но не сдавался.Губернатором в то время был Карл Тудер, но к нему Духонин не посмел или не захотел идти, а пошел к сенатору В. фон Дену, который в то лето часто бывал в городе: он был начальником погражданской части и, как таковой, совещался с генерал-губернатором, жившим в Ронгайс около самого Выборга.Фон Ден, чрезвычайно заинтересованный нашим памятником и особенно старавшийся о том, чтобы он был вполне исправен, "только бы он (Вальгрен) правильно сделал щит с гербом и костюм и не допустил ошибок против истории и геральдики, помните это!" - фон Ден не хотел слушать меланхолических рассуждений Духонина, а утверждал, что в этом деле нет ничего запретного. Тогда Духонин отправился к генерал-губернатору. И вот в один прекрасный день небольшой казенный пароход вошел в выборгскую гавань; шкипер взял меня с собою и повез в Ронгайс: генерал-губернатор желал говорить со мною.Полуразрушенный Ронгайс был очарователен с своим запущенным садом. Там можно было безбоязненно ходить по заросшим валам, между высокими цветами кавалерийских шпор, медвежьего ушка, красной гвоздики и пимпинеллы. Все дорожки заросли травой - словом это был поэтический уголок.Когда мы приехали, сенатор фон Ден вышел мне навстречу и спросил, готова ли уже статуя Торкеля Кнутсона и, когда я отвечал на это: "Нет, мы еще и не заказали ее, а только ведем переписку по этому делу", он сказал с задумчивым видом: "Это плохо; я боюсь, что она никогда не увидит света". С генерал-губернатором у нас был длинный разговор о публичных памятниках. Русские указы и наполеоновские распоряжения были вытащены на свет божий и сличались между собою. В результате статуя Торкеля Кнутсона дала повод к закону 15 июля 1890 г. о сооружении общественных памятников. Таким образом былой правитель государства, несправедливо лишенный жизни коварным духовенством и слабым королем, теперь, почти через 600 лет после своей смерти, подал повод к изданию нового закона в стране, где он на заре истории ратовал за дело свободы и просвещения...Финал этого дела был такой: тогда как уже в 1886 г. в Ронгайс говорилось и писалось: "il est défendu d'ériger des monuments commémoratifs sur les champs de bataille, les marchés des villes et dans les jardins publiques, sans..." [Запрещено ставить памятники на полях битвы, на городских площадях и в общественных садах без...], узаконение по этому вопросу было издано лишь 15 июля 1890 года.Чтобы покончить с этой историей, упомяну, что Вальгрен в феврале 1907 г. писал: "Старика Торкеля Кнутсона отливают в бронзу на этих днях - по твоему почину 20 лет тому назад сделан был заказ на богатыря... Честь тебе и слава и спасибо, дружище". 4 октября 1908 г., ровно через двадцать четыре года после того, как Вальгрен получил заказ, великопный памятник был открыт в Выборге на том самом месте, которое мы с Карлом Борениусом представляли себе. Борениус при этом случае в прекрасных стихах воспел то, что он целый год говорил в прозе о "богатыре", как его назвал Вальгрен.Когда статуя Торкеля Кнутсона из бронзированного гипса стояла в зале выборгской ратуши, говорят, гр. Гейден будто бы увидел ее и ядовито спросил:- А это что такое?На это находчивый всегда Ратман Вик будто бы ответил:- Это первый финляндский генерал-губернатор.Гр. Гейден отлично знал, что статуя в гипсе была готова и находилась в Выборге. Но, если он был достаточно слаб, чтобы бояться Духонина, то был и достаточно великодушен, чтобы не объявлять войны искусству, - в противоположность своему приемнику Бобрикову, который напр., хотел убрать портрет Густава III из залы заседаний в вазаском гофгерихте, одна из его жестоких мер, добиться отмены которой мне стоило неслыханных трудов, - но мне это удалось.
Над созданием памятника Торгильсу Кнутссону Валльгрен работал в своей парижской мастерской. В 1887 году были завершены все подготовительные работы, а в 1888 году слепок из бронзированного гипса был доставлен из Парижа в Выборг для обсуждения с заказчиками. Однако идея установки памятника не понравилась военному коменданту Выборга генералу Духонину М.Л. и ходатайство о постановке памятника было отклонено. Более того, оно стало основанием для издания Александром III Высочайшего Объявления от 15 июля 1890 года о несооружении памятников в публичных местах без испрошения Высочайшего на то соизволения. И лишь спустя почти 17 лет - 24 апреля 1907 года, когда на Российском троне находился император Николай II было получено Высочайшее одобрение на установку памятника. 

Выборгский аптекарь Йоганн Казимир фон Цвейгберг, который скончался еще в 1896 году, завещал городу 167 тысяч финских марок с указанием их назначения: на украшение Выборга.Эта сумма позволила сформировать особый денежный фонд. Часть завещанных денег, 30 тысяч марок, муниципалитет использовал на отливку памятника. Валльгрен отправился в Париж, где памятник Торгильсу Кнутссону отлили в бронзе. Из Парижа он писал Аренбергу: «Старика Кнутссона отливают в бронзу на этих днях — по твоему почину 20 лет тому назад сделан был заказ на богатыря... Честь тебе и слава и спасибо, дружище». Архитектор Карл Сегерштадт спроектировал оригинальный гранитный постамент. Весной 1908 года начались благоустройство и подготовка Ратушной площади к установке памятника, а 21 сентября 1908 года памятник Торгильсу Кнутссону был открыт.


За годы Второй мировой войны памятник Торгильсу Кнутссону не пострадал и оставался на своём месте.


Однако в 1948 году городские власти Выборга решили убрать памятник Торгильсу Кнутссону с площади. Проделано это было в революционном духе. Ночью солдаты учебного взвода привязали веревки к статуе и сбросили ее на землю. При падении ступни ног статуи отломились и остались на постаменте, отвалились щит, ножны меча и верхняя часть эфеса. Используя те же веревки, солдаты отволокли статую в замок. Спустя почти 30 лет, после длительных поисков сотрудникам Выборгского краеведческого музея удалось обнаружить статую Торгильса Кнутссона в одном из сараев комбината благоустройства Выборга. Ее перевезли в Выборгский замок и оставили на хранение в подвале под башней Святого Олафа. В 1991 году начались реставрационные работы. Над восстановлением памятника работали скульптор В.П. Димов, архитектор И.В. Качерин, гранитчик Михаил Сафонов, работники завода Монументскульптура (Санкт-Петербург). Гранитный постамент выполнили по оригинальному проекту. Памятник Торгильсу Кнутссону был открыт заново 2 июля 1993 года к 700-летию основания Выборга.

Комментариев нет:

Отправить комментарий